детский лагерь на берегу озера Зеренда

Правила

Утверждаю                                 

Директор                                     

ТОО «СОК им. М. Габдуллина»

Джапарова К.К.

 

Программа

летнего оздоровительного лагеря

ТОО «СОК им.М.Габдуллина»
 

Программа рассчитана на детей в возрасте 7-15 лет.

Срок реализации программы:  июнь- август 2023 г..
 

Зеренда– 2023год.
 

 

Пояснительная записка

Данная программа предназначена для реализации в летнем оздоровительном лагере рассчитана на детей в возрасте от 7 до 15 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков.

 Летний оздоровительный лагерь– это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение  к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной  деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена  на  создание  оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня  самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа летнего лагеря.

Летний оздоровительный лагерь на протяжении   многих     лет успешно выполняет свои функции: оздоравливает детей, продолжает формирование трудовых навыков у школьников, развивает у ребят чувство коллективизма, творческие способности и т.д. Он  является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной  и физической  деятельности. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Процесс  организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребенка  в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена  система воспитательно-оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей. 

Установка на всесторонние развитие личности предполагает непрерывную работу, направленную на овладение детьми основами физической культуры в период летних каникул. Воспитание у детей осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни является одной из главных задач данной программы. Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встречи с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей    детей,  воспитанию нравственных и волевых качеств личности.

Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть  трудности  возрастных проблем. Реализация программы осуществляется через организацию различных видов деятельности.

Программа также способствует формированию самостоятельности детей в организации совместной деятельности, через включение ребят в управление делами на уровне микрогруппы, отряда и предусматривает развитие и воспитание ребят в коллективе.

Отдых – это смена деятельности. Энергия ребенка в период летнего отдыха находит  выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, путешествия, конкурсы, состязания, концертно-игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют  кругозор детей, развивают  у них любознательность.

Цели и задачи программы

Цель:

  • организация  отдыха и оздоровления учащихся в период летних каникул;
  • планирование  досуга школьников летом с целью создания условий для  разностороннего развития личности  воспитанников и раскрытия творческого потенциала ребёнка;
  • продолжение  укрепления  физического, психического, интеллектуального, нравственного здоровья  детей; повышение культурного уровня ребёнка;
  • проведение  оздоровительных мероприятий, результатом     которых будет повышение уровня здоровья детей и   формирование  стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • обеспечить занятость и охрану  здоровья детей, прививать  навыки здорового образа жизни, укреплять здоровья;
  •  оказать социальную поддержку детям из малообеспеченных семей;
  • проводить профилактические оздоровительные  мероприятия по укреплению иммунной    и нервной системы;
  • создать благоприятные условия для разностороннего развития личности каждого ребенка и летнего отдыха детей;
  • спланировать и провести  комплекс   мероприятий, предусматривающих физическое, нравственное, психическое оздоровление детей в  условиях  временного  коллектива;
  • преодолеть разрыв между  физическим, интеллектуальным  и духовным развитием  детей средством  игры, познавательно-исследовательской и трудовой  деятельностью;
  • Развивать и укреплять  связи  школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
  • создание условий для самореализации и самовыражения, атмосферы творчества и сотрудничества через вовлечение воспитанников лагеря в творческие виды деятельности  и развитие творческого мышления;
    •   выявить  одаренных и талантливых детей, привлечь их к участию в различных мероприятиях;

Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:

  • создание условий для реализации своих  способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
  • организация досуга с  учетом  индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • приветствие и принятие инициативы ребенка;
  • создание  безопасных условий для проведения  всех мероприятий;
  •  профессиональное моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
  • четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
  • обеспечение достаточным  количеством оборудования и материалов для организации полноценной   работы  лагеря;
  • равномерное  распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
  • ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне;
  • позитивно решать  конфликтные ситуаций;

Направления и виды деятельности:

01физкультурно-оздоровительное;

01художественно – творческое;

01трудовая деятельность;

01досуговая  деятельность;

01интеллектуальное направление;

01кружковая деятельность.

Участники программы

  • младшие школьники
  • подростки

Сроки действия программы

  • С 10.06.23. по 25.08.23 .

Основное содержание программы

Физкультурно–оздоровительное направление

1 БЛОК «В здоровом теле - здоровый дух » осуществляется через:

  • вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
  • выработку и укрепление гигиенических навыков;
  • расширение знаний об охране здоровья.

 

Основные формы организации:

  • Утренняя гимнастика (зарядка);
  • спортивные игры на стадионе, спортивной площадке  (футбол, волейбол, теннис, пионербол, бадминтон);
  • подвижные игры на свежем воздухе «Охотники и гуси», «Белые медведи», «Перестрелка», «Коршун и наседка», «Часики», «Вышибалы», «Цепи»;
  • эстафеты («Веселые старты», «Зов Джунглей», «Быстрее, сильнее, выше», «Эстафетный бег», «Большие гонки», «Спортивная эстафета по ПДД»);
  • часы  здоровья;
  • купание в озере;
  • закаливающие процедуры (Ежедневное мытье ног в прохладной воде по правилам закаливания);
  • солнечные ванны (ежедневно);
  • воздушные ванны (ежедневно).

В летнем оздоровительном лагере вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут.

Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, психологические тренинги,  беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей  ловкость и смекалку, помогают им развивать  различные  двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении  спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После  конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы.

В свободную минуту воспитанники принимают участие в подвижных играх,  включающих  все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. С этой целью   продолжает реализовываться   программа «Две недели в лагере Здоровье», тесно сотрудничаем с врачом. Проводятся беседы «Оказание первой доврачебной помощи», «Осанка – основа красивой походки», «Твой режим дня на каникулах», выпускаются профилактические газеты. Ежедневно ведется «Журнал здоровья»

Обязательно проводятся оздоровительные процедуры: закаливание, воздушные ванны, солнечные ванны. Закаливание проходит ежедневно перед тихим часом в виде мытья ног, с постепенным снижением температуры воды от теплой  до прохладной. Для солнечных ванн подходит лужайка сквера, парк. Чтобы дети дышали свежим воздухом, максимальное количество мероприятий и режимных моментов проходит на улице.

Художественно – творческое направление

2 БЛОК  «Цветик - Семицветик»   осуществляется через:

  • изобразительная деятельность (конкурсы  рисунков «Мы за безопасное движение», «Наша школьная страна», «Лето – это …», «Все обо всем», «Мой край родной»;
  • конкурсные программы (по плану ЦДТ и клуба «Романтик»)
  •  творческие конкурсы ( «Коллективное панно»);
  •  игровые творческие программы («Огонек знакомств», «Угадайка», «Компас», «Знатоки пословиц», «Знатоки русской народной сказки», «Если был бы я волшебником»);
  • Концерты («Алло! Мы ищем таланты.»);
  • творческие игры («Если был бы я волшебником»);
  • праздники (День защиты детей, День независимости, Закрытие лагерной смены);
  • выставки рисунков отчетов «Мой лагерный день»

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии  художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсе «Мой лагерный день» дети учатся передавать свои эмоции через рисунок.

Трудовое направление

3 БЛОК   «Трудовой десант» осуществляется через:

  • выполнение трудовых обязанностей (дежурство в столовой, дежурство в спальнях);
  • коллективные трудовые дела .

Работа направлена на  развитие трудовой активности и приобщение детей к труду.

Досуговое  направление

4 БЛОК   «Веселые ребята»  осуществляется через:

  • вовлечение наибольшего количества  ребят  в различные формы организации досуга;
  • Организацию  деятельности творческих мастерских.

         В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

     Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Интеллектуальное направление

5 БЛОК   «Умники и умницы» осуществляется через:

  • проведение интеллектуальных игр (по плану ЦДТ и      клуба   «Романтик »);
  • посещение музеев
  • организация работы библиотеки, проведение тематических бесед
  • игровая программа по ПДД;
  • Викторины, интеллектуальные марафоны.
  • Организация игр «Что? Где? Когда?»
  •  Заседания Клуба юных интеллектуалов.

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа  направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.

Кружковая деятельность

6 БЛОК осуществляется через работу кружков:            

  • «Веселая кисточка»;
  • «Музыкальный калейдоскоп»;
  • «Умелые руки»;
  • «Рисование песком»;
  • «Мягкая игрушка»;
  • «Танцевальный»;
  • «Футбол»;
  • «Акробатика»;
  • «Мастерица».

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер,  для функционирования которой имеется обеспеченность педагогическими кадрами. Так же расширяется  кругозор воспитанников, развиваются  познавательные  интересы и творческие  способности детей. Такое разнообразие кружков обеспечивается путем реализации утвержденных программ дополнительного образования школы и традиционным сотрудничеством с Центром детского творчества Ленинского района и клубом «Романтик»

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

 летнего оздоровительного лагеря

ТОО «СОК им.М.Габдуллина»

 

 1. Общие положения 

1.1. Настоящее положение определяет порядок создания и функционирования лагеря

1.2. Лагерь– это форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с учащимися общеобразовательного учреждения с пребыванием обучающихся  и организацией их питания.

2. Основные цели и задачи

2.  Основные цели работы педагогического коллектива при проведении смены лагеря:

- создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и рационального использования каникулярного времени у обучающихся и воспитанников, формирования у них общей культуры и навыков здорового образа жизни;

- создание максимальных условий для быстрой адаптации обучающихся с учетом возрастных особенностей.

Основные задачи лагеря:

01формирование общей культуры и навыков здорового образа жизни;

01личностное развитие, самоопределение и творческое саморазвитие детей;

01формирование социально-активной позитивно-направленной личности;

01организация комплекса профилактических мероприятий, направленных на улучшение   физического, психического и духовного здоровья детей.

2.1. Лагерь осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами РК.

2.2. Лагерь несет в установленном  порядке ответственность за:

01создание условий для безопасной жизнедеятельности детей и сотрудников лагеря;

01качество реализуемых программ деятельности;

01соответствие форм, методов и средств организации образовательного процесса возрасту, интересам и потребностям детей.

2.3.  Для реализации целей и  задач лагерь создает педагогическую программу и обеспечивает необходимые условия,  направленные на социальное, физическое и психологическое благополучие и оздоровление ребенка, на формирование его лидерского  и социального опыта

3. Порядок финансирования 

3.1. Основным источником финансирования лагеря являются средства:

– бюджета;

– родителей, законных представителей;

– добровольные пожертвования;

– иные источники, не запрещенные законом.

3.2. Директор ТОО  контролирует правильность и целесообразность расходования выделяемых денежных средств. После закрытия смены лагеря подводит итоги финансовой деятельности.

4. Организация и управление. Делопроизводство 

 4.1. Лагерь создается на базе ТОО «СОК им.М.Габдуллина».Форма собственности частная.

4.2. Общее руководство работой лагеря возлагается на директора ТОО, а непосредственное руководство  - на начальника лагеря, обязанности которого выполняет один из педагогических работников, назначенный приказом ТОО.

4.3. В лагерь принимаются дети 7-17 лет.

4.4. Дети зачисляются в лагерь на основании договоров и выкупленных путевок.

4.5. Комплектование лагеря осуществляется по отрядам: не более 25 человек для обучающихся и воспитанников II–IV классов, для обучающихся и воспитанников старшего возраста не более 30 человек.

4.6. Помещение, сооружение и инвентарь, необходимый для функционирования лагеря с дневным пребыванием, передаются руководителю лагеря во временное пользование в период работы лагеря.

4.7. Деятельность в лагере строится согласно плану работы. Планирование составляется перспективное (на всю лагерную смену) и текущее (на каждый день).

4.8. Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим коллективом лагеря исходя из основных принципов деятельности: демократии и гуманности; инициативы и самодеятельности; учета интересов, возрастных особенностей детей и подростков.

4.9. Режим дня в лагере разрабатывается в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к режимам для детей различных возрастных групп, и предусматривает максимальное пребывание их на свежем воздухе, проведение оздоровительных, физкультурных, культурных мероприятий, организацию экскурсий, походов, игр.

4.10. Основными формами  оздоровления детей, доступными и применимыми в лагере, могут быть: организованная ежедневная утренняя гимнастика, с регулярно меняющимся комплексом упражнений, дыхательная гимнастика; использование витаминных добавок, спортивные и народные подвижные игры, соревнования по отдельным видам спорта,  спартакиады, спортивные праздники, организуемые педагогами.

4.11. Прием лагеря осуществляется согласно Санэпид заключения и разрешения ЧС.

4.12. Продолжительность работы лагеря– одна смена (10-14дней).

4.13. Питание (4-5-разовое) детей организуется в столовой учреждения.

4.14. Директор ТОО:

- режим работы лагеря, план-сетку, списки детей;

- издает приказы, распоряжения;

- утверждает должностные инструкции;

- составляет график выхода на работу персонала;

- обеспечивает жизнедеятельность лагеря;

- ведет учетную документацию, отчитывается о деятельности лагеря.

4.15. К педагогической деятельности в лагере допускаются лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, отвечающие требованиям квалификационных характеристик, определенных для соответствующих педагогических работников.

4.16. Коллектив педагогов определяет программу деятельности и организацию управления. 

5. Основные обязанности Директора  лагеря

5.1.Общее руководство работой лагеря и выполнение плана его работы.

5.2.Обеспечение соблюдения работниками лагеря «Правил внутреннего распорядка», своих функциональных обязанностей.

5.3. Обеспечение защиты интересов детей.

5.4. Обеспечение соблюдения всеми работниками лагеря режима дня, графика питания школьников, выполнение санитарно-гигиенического режима лагеря и техники безопасности различных мероприятий.

6. Основные обязанности педагогических работников, привлекаемых для работы с детьми. 

6.1. Соблюдение интересов и защита прав детей.

6.2. Участие в планировании и реализации утвержденного плана воспитательной работы лагеря.

6.3. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с детьми.

Для планирования своей работы, подведение итогов, коллективного решения вопросов деятельности лагеря проводятся планерки и совещания с работниками лагеря, Директором лагеря,

При отсутствии начальника лагеря его обязанности выполняет свободный педагогический работник лагеря.

По окончании работы на общем собрании подводятся итоги, оформляется необходимая документация.

7. Основные обязанности медицинского работника 

7.1. Медицинские работники осуществляют медицинский контроль:

01за рациональностью режима питания и составом меню;

01за планированием и распределением физических и эмоциональных нагрузок на детей в течение дня, выполнением режима дня;

01за проведением оздоровительных процедур;

01за выполнением санитарно-гигиенических требований и порядком в помещениях, местах общего пользования, на пищеблоке, на прилежащей территории;

01за доброкачественностью продуктов питания, полнотой вложения и приготовлением пищи;

01за выполнением отдыхающими детьми и сотрудниками лагеря нормативных документов и актов по охране жизни и здоровья детей, обеспечения их безопасной жизнедеятельности, профилактикой детского травматизма;

01за проведением мероприятий по поддержанию эпидемиологического благополучия в лагере, по профилактике инфекционных заболеваний;

01за своевременным и полным прохождением сотрудниками лагеря обязательных периодических медицинских осмотров.

7.2.  Медицинские работники оказывают медицинскую помощь отдыхающим детям и сотрудникам, а также осуществляют медико-санитарное обеспечение спортивных и массовых, зрелищных мероприятий, экскурсий и поездок.

8. Права и обязанности:

Имеют право:

8.1. На прием в лагерь по заявлению родителей при наличии свободных мест.

8.2. На прекращение посещения лагеря по заявлению родителей.

8.3. На участие в самоуправлении во время работы лагеря, в выборные органы и работу в выборных органах.

8.4. На свободное выражение собственных взглядов и убеждений.

9 Отдыхающие  обязаны:

9.1. Выполнять данное положение и другие локальные акты, регулирующие деятельности лагеря.

9.2. Бережно относится к имуществу лагеря.

9.3. Выполнять требования администрации и других работников школы.

9.4. Беречь и приумножать традиции лагеря.

9.5. Принимать активное участие в проводимых делах в лагере.

9.6. Не унижать честь и достоинство, права других детей и работников лагеря.

9.7. Быть вежливыми, корректными со всеми работниками лагеря, не нарушать установленных правил поведения.

9.8. Дисциплина в лагере поддерживается на основе уважения человеческого достоинства педагогических и технических работников, осознанного исполнения ими правил, регулирующих внутреннюю жизнь лагеря и выработанной системы мер ее поддерживания.